Ваш город:

Конфликт между учеником и учителем: уволить нельзя оставить

3 дек. 2019 г.
0
1966

Все чаще в новостных лентах появляются статьи или видеосюжеты о нелицеприятных выяснениях отношений между учениками и учителями. К сожалению, такие новости из образовательных учреждений уже не воспринимаются обществом как чрезвычайное происшествие, которое невозможно было представить каких-то 20-30 лет назад в стенах школы.

Конфликт между учеником и учителем: уволить нельзя оставить

Скандальная хроника тиражируется и обсуждается на страницах социальных сетей, и мнение по поводу каждого конфликта у участников споров противоположны. Поскольку проблемы взаимоотношений учеников и учителей стали уже достоянием гласности и возникают довольно часто, молчать об этом больше нельзя. Попытаемся беспристрастно разобраться, кто виноват в подобных конфликтах, и что нужно сделать, чтобы эта тема больше не будоражила общество.

Конфликт ученика и учителя – случайная закономерность?

Поколения 70-80 – х годов прошлого века уверенно подтвердят, что сложности во взаимоотношениях учеников и учителей тоже существовали. Но они никогда не достигали критических масштабов, и решались, как правило, сиюминутно, в крайнем случае – на уровне директора школы, без отягчающих последствий для участников конфликта. Как правило, наказание учителя ограничивалось выговором (и это в самом крайнем случае), а провинившегося ученика чаще всего переводили в другой класс или в другую школу. В исключительных случаях школьника могли исключить из общеобразовательной школы с тем, чтобы он продолжил обучение в специальном образовательном учреждении. Да и сами конфликты, по нынешним меркам, были незначительными и носили скорее воспитательный характер.

Отсутствие серьезного противостояния между педагогами и школьниками во многом объяснялось традицией уважения к старшим, которая в прошлом веке соблюдалась свято: в семье, в любом общественном месте и, тем более – в стенах школы, где ученики не позволяли себе грубости даже по отношению к техническому персоналу. Эти нравственно-этические нормы прививались ребенку в семье с рождения малограмотными родителями и дедушками/бабушками, немногие из которых умели читать и писать.

Здесь уместно напомнить, что декрет (закон) о ликвидации всеобщей безграмотности в России был подписан в декабре 1919 года – всего лишь, 100 лет назад, а обязательное среднее образование в России было введено только в 70-х годах прошлого века – 50 лет назад.

Воспитание и культура поведения прадедов уходит корнями в православные или мусульманские традиции, в которых почитание старших и, особенно, учителей закреплено религиозными законами. Начальные, базовые знания были доступны немногим и получали их, в основном при церковно-приходских школах или мечетях, где правила поведения строго соблюдались. Детей учили священнослужители, и поэтому их авторитет был незыблемым. В этой среде воспитывались люди старших поколений, передавая такую систему ценностей по наследству, своим детям.

В советской школе огромное внимание уделялось не только образовательному процессу. Старые учителя отлично помнят, как за отсутствие плана воспитательной работы – патриотической, политической, культурной – можно было оказаться «на ковре» у директора или в парткоме, и получить выговор. Обучение и воспитание подрастающего поколения в те времена были неразрывно связаны. Детей воспитывали во время классного часа, а родителей «просвещали» на собраниях. Вопросы воспитания поднимались и на уроках гуманитарной направленности.

В 90-х годах система, прошедшая проверку временем, была разрушена политическим и экономическим кризисом в стране и новой системой ценностей. Необходимость бороться за выживание перевела общество «на капиталистические рельсы», где знания конвертируются в капитал, а нравственные категории превратились балласт или непозволительную роскошь, мешающую продвижению к материальному благополучию.

Преодоление безграмотности и уход от старых традиций имеют «обратную сторону медали». Сегодняшние школьники – дети родителей из поколения 90-х, у которых становление личности происходило в трудные для страны времена, когда учителя, взращивающие нравственные ценности постепенно ушли, а система воспитания в школе перешла в стадию полураспада.

Как известно, воспитание и обучение – неразрывно связанные процессы, и разрушение воспитательной системы в школе неизбежно приводит к потере качества обучения. Потеря авторитета учителя – яркий пример: не сложно догадаться, что ребенок не будет воспринимать знания от учителя, который не внушает уважения, чей авторитет подрывается администрацией школы, родителями, расшатывается скандальными публикациями о школьных конфликтах.

В новой реальности, в соответствии с западноевропейскими либеральными стандартами, изменилась воспитательная концепция: ребенок – это личность, у которой есть права. Конечно же, это – хорошо и правильно. Но кто-то забыл включить в новую формулу понятие об обязанностях, нравственных нормах, об элементарной этике поведения. Объясняя ребенку его права, нужно говорить и о его обязанностях, и только потом ставить его личность наравне с личностью учителя.

Как видим, причины конфликтов между учеником и учителем – намного глубже, чем кажется на первый взгляд. Объективно, это – проблема всего современного общества и государства, которую нужно решать системно.

Кто защитит учителя?

Для наглядности примера возьмем несколько заголовков из современной прессы:

  • «В Белгороде информатик подрался на уроке с учеником и остался без работы»;
  • «Между учителем и учеником произошла потасовка из-за спрятанного дневника» - новости из Екатеринбурга;
  • «Конфликт между томским школьником и учителем»;
  • «Школьная драка в Чебоксарах»;
  • «В Татарстане уволили учителя труда, подравшегося с учеником».

Из приведенных примеров видно, что последствия каждого из конфликтов – увольнение учителя.

Почему директор школы чаще всего выступает в роли защитника на стороне ученика и возмущенных родителей? Почему учитель в конфликте с учеником, в результате, теряет работу и профессию?

Как правило, при возникновении конфликтных ситуаций руководство школы опирается на тот факт, что:

  • во-первых, учитель – особенная профессия. Тот, кто учит, не имеет права на ошибку – во всяком случае, так считает директор школы и родители. Поэтому школьник чувствует беспрецедентную поддержку, и для него это – средство манипуляции. В результате учитель становится жертвой за справедливое требование соблюдения дисциплины на уроке, за объективную низкую оценку нерадивости ученика, за откровенную грубость и хамство и т. д.
  • во-вторых, учитель – наставник. Он старше и, стало быть, умнее, опытней, чем ученик. Он должен в любой ситуации управлять своими эмоциями, проявлять мудрость и терпение, которое не означает мягкость, вседозволенность и беспринципность. Именно потому что школьник, в силу возрастных особенностей психики, действует импульсивно, а учитель – зрелая личность, с устойчивой психикой, сложившимся характером и профильным образованием, руководство школы переходит на сторону ученика.

Конечно же, случаются исключения из правил. Например, учитель – выпускник колледжа и ему всего лишь 19-20 лет, а ученик – старшеклассник, шестнадцатилетний подросток. В таких случаях директор, как опытный наставник и руководитель, должен взвешенно подходить к принятию решений, учитывая несущественную разницу в возрасте.

Существует целый ряд причин субъективного характера, которые директору нужно оценивать объективно. Важно помнить, что, сломав карьеру учителя необдуманным наказанием, нельзя по-настоящему помочь ученику в самоутверждении, да и, в целом, престиж профессии может пострадать.

Задуматься о необходимости наказания учителя стоит и родителям. Защищая позицию своего ребенка, родители должны понимать, что даже в том случае, если учитель оказался не прав, ребенок, конечно, испытает чувство удовлетворения, что справедливость восстановлена, обидчик наказан. Но с этим ощущением победы и чувством защищенности его эго, подросток навсегда утратит уважение ко всем учителям, а за этим последуют сомнения в их компетентности, которая, в итоге, нанесет вред ученику.

Не торопитесь требовать наказания для учителя. Приглушите родительский инстинкт и ответьте себе честно:

  • Что вы сделали, чтобы научить ребенка общению?
  • Уважение к старшим воспитывается в семье, с первых дней жизни, на примере родителей, дедушек и бабушек. Какой пример видел ребенок в вашей семье?
  • Нашлось ли у вас время для разговора с учителем об особенностях характера ребенка?

Ответив на эти и другие вопросы, представив себя на месте учителя, родители легче найдут выход из ситуации, без «раздувания» конфликта, и попытаются исключить из него ребенка. Логично, чтобы со взрослым учителем на равных разговаривали взрослые родители.

Вместо послесловия

Наравне с повышением качества образования, назрела и проблема создания новой воспитательной системы, в которой, безусловно, должна найти отражение традиция уважения к учителю, повышение его авторитета и роли в обществе. Для уровня воспитания еще не создана система оценивания в баллах. Но нравственные категории определяют и качество знаний, и качество жизни, и степень зрелости общества.

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.
Новости образования
Всероссийский математический диктант
Как сообщает РИА Новости, Т-Банк ко Дню математика, проведение которого запланировано в России на 1 декабря, запустил образовательный проект «Т=Матема..
1 декабря пройдёт Всероссийский математический диктант
22 нояб. 2024 г.
0
746
Инновационная школа RYBAKOV MOSCOW откроется в сентябре 2025 года. Как она изменит подход к обучению?
Предназначение новой школы — создать лучшее будущее благодаря сообществам молодых неравнодушных, энергичных и умелых людей, раскрывших свои таланты в ..
Инновационная школа RYBAKOV MOSCOW откроется в сентябре 2025 года. Как она изменит подход к обучению?
21 нояб. 2024 г.
0
1093
Совещание, посвященное приоритизации задач научно-технологической кооперации для достижения технологического лидерства РФ
Как сообщает Министерство науки и высшего образования РФ, сегодня глава ведомства Валерий Фальков и гендиректор корпорации «Ростех» Сергей Чемезов про..
О приоритизации задач научно-технологической кооперации для достижения технологического лидерства России
21 нояб. 2024 г.
0
1046
Оставить свой комментарий

Ваш город: