Ваш город:

Престижный диплом: жизнь после учебы

19 окт. 2020 г.
0
1001

Статистика утверждает, что уверенность в завтрашнем дне есть у 24% молодых людей, позитивные эмоции – у 28%, а надежды – у 35% юношей и девушек. Казалось бы, можно порадоваться за молодых. Но скептики назовут эти цифры наивностью, неопытностью, иллюзиями и самообманом, мешающим объективно оценивать реальность.

Престижный диплом: жизнь после учебы

Не в этом ли оптимизме кроются причины ошибок и разочарований? И, если так, то что можно сделать, чтобы предостеречь молодых? Ведь, юность – пора становления личности, выбора профессии, планирования будущей карьеры, профессионального успеха и финансовой стабильности.

Как построить перспективные планы на жизнь, чтобы «не обжечься»? С другой стороны, заранее поддаваться панике и отказываться от мечты, тоже нельзя, потому что «дорогу осилит идущий». Попробуем разобраться и найти рациональное решение.

Трудоустройство молодых специалистов в цифрах и фактах

Опыт выпускников прошлых лет показывает, что обойти конкурентов на вакантную должность помогают следующие преимущества:

  • Знание иностранных языков, или одного из них – пользуются спросом у работодателей специалисты со знанием английского (38%), немецкого (19%), испанского и китайского (3%);
  • Регулярный обзор СМИ, умение ориентироваться в общественной, политической и экономической ситуации в стране и в мире;
  • Между бакалавром и магистром работодатель выбирает последнего, потому что умение доводить начатое дело до конца – ценное качество, которое пригодится в работе;
  • Наличие опыта работы: если будущий IT-шник работает в магазине, где продаются товары по его профилю, у руководителя компании, занимающейся разработкой технологий, такой соискатель обязательно вызовет интерес;
  • Как ни странно, руководителям нравятся соискатели, желающие много зарабатывать, но не здесь и сейчас, а в перспективе (поэтому соглашаться надо даже на низкооплачиваемую работу с тем, чтобы в ближайшее время проявить свои способности и заслужить повышение заплаты и должности);
  • Соискатели с престижным дипломом должны быть готовы к тому, что им нужно будет подтвердить свой статус: на собеседованиях, которые нередко проводят сами руководители компаний, а не кадровый персонал, придется отвечать на вопросы, как на экзамене.

Это – примерный перечень квестов, который придется пройти выпускнику ВУЗа.

Теперь о самых востребованных профессиях на рынке, в ближайшей перспективе:

  • Традиционно не хватает специалистов по компьютерным технологиям –здесь соискатель с дипломом престижного ВУЗа может не стесняться, указав в резюме желаемую зарплату – 80-100 тысяч рублей;
  • Нарасхват биологи, биотехнологи, химики, математики; предпочтение отдается выпускникам МГУ, МИФИ, Физтеха – их работодатели расхватывают еще на последнем курсе;
  • Факультет вычислительной математики и кибернетики МГУ забрасывают объявлениями о приеме на работу банки, Минобороны, ФСБ, иностранные компании;
  • Регионы России с нетерпением ждут выпускников Тимирязевки; правда, из заманчивых предложений – только одно – вакансия главного зоотехника с окладом 50-100 тысяч рублей, остальные места – с минимальным региональным окладом, для энтузиастов профессии;
  • Ждут специалистов с историческим и культурологическим образованием в Галерее художника Шилова, со знанием английского;
  • Неплохие перспективы, с начальным окладом 30-35 тысяч рублей у инженеров;
  • Все еще не перекрыт дефицит врачей, учителей, работников сельского хозяйства – молодежь пугает удаленность райцентров от «цивилизации».

На особую заметку соискателям: работодатели «не любят» карьеристов, равно как и тех, кому все равно, где работать.

«Науки юношей питают…»

Как когда-то Михаил Васильевич Ломоносов, в престижные ВУЗы столицы и зарубежья каждый год устремляются тысячи выпускников, в надежде, что самый дорогой и «именитый» диплом откроет двери в не менее престижные компании, на высокооплачиваемую должность. Но более половины молодых людей, теряя блеск в глазах и «спустившись на грешную землю», чтобы «прокормить семью», признаются в своих разочарованиях.

Конечно, великий русский ученый жил во времена, когда наука только развивалась, а те технологии, с высоты XXI века, и вовсе кажутся примитивными. И все же, у русского гения есть чему поучиться: целеустремленность, с которой он шел к своей мечте, любовь к Отечеству и страстное желание трудиться для его блага. Эти качества помогли проявиться природному таланту «архангельского мужика», несмотря на социальные преграды, которые существуют и сегодня.

Теперь – без лирики. Знания пригодятся всегда, если ими умеешь пользоваться. То есть, к диплому нужно «приложить» характер, чтобы заметили и заинтересовались. Как правило, университетское образование – многопрофильное. Конечно же, это не означает, что любой выпускник математического факультета МГУ сделает головокружительную карьеру финансиста – не тот профиль. Однако, нередки случаи, когда молодой человек, получивший диплом какого-нибудь, провинциального, «заборостроительного» техникума без труда становится финансистом. Выходит, что не все зависит от диплома.

Случается, что «непрофильный» диплом МГУ или МГИМО производит впечатление на работодателя, и он готов поступиться принципами, лишь бы, при случае, похвастаться уровнем образованности сотрудников. Оно и понятно: преподавание в этих ВУЗах – на высоте, туда и поступить сложно, и учиться нелегко, а стало быть, любой выпускник – хороший специалист, знаниям которого найдется достойное применение. Из этих соображений некоторые работодатели принимают на работу, с перспективой.

Не менее существенный фактор, который необходимо учитывать при выборе профессии и ВУЗа – изучение рынка труда и его перспектив. Понятно, что заниматься нужно тем, к чему душа лежит. Но если в заданном диапазоне – переизбыток специалистов, то нужно его расширить, взглянуть под другим углом на «дефицитные» профессии, рассмотреть освоение смежных направлений, получить, про запас, дополнительное образование, чтобы в любой кризис остаться на плаву.

Суммируем:

  • учиться надо, потому что любые знания – знания;
  • выбирать можно и престижный ВУЗ, и ПТУ, но важнее найти применение диплому, а для этого нужны надпрофессиональные навыки и личностные качества;
  • рынок труда постоянно меняется: исчезают устаревшие профессии и появляются новые, высокотехнологичные; поэтому желательно выбирать профессию с перспективой на 20-30 лет;
  • образование должно быть универсальным, чтобы, в случае кризиса или личных обстоятельств, оставалось «окно возможностей».

Сказанное можно выразить также одной крылатой фразой: «Не место красит человека…»

Как устроиться на работу по специальности после ВУЗа?

Владелец компании в области IT рассказывает, что даже выпускники именитой Бауманки «не дотягивают» до нужного уровня, и их приходится учить заново, уже на рабочем месте. Работодателя не интересуют ни лучшие годы жизни, потраченные на обучение, ни образовательные кредиты, которые надо возвращать банку, и даже «престижная красная корочка» не впечатляет.

Его интересует, что умеет делать вчерашний студент, потому что за него работать никто не собирается. Поэтому на собеседовании нужно рассказывать об опыте работы. Даже если это – опыт работы продавца в Макдональдсе, а не менеджера в IT-компании: будут оцениваться коммуникативные навыки и все, что может пригодиться соискателю в новой должности. Дипломы Оксфорда, Кембриджа и прочих рейтинговых ВУЗов у нас ценятся только в научной среде, если в период учебы студент успел опубликовать свои работы в научном журнале, или прошел стажировку – как минимум, в течение 2 лет, там же, заплатив за нее не менее приличную сумму, чем за само обучение.

При определенном старании в учебе и обретении практических навыков, есть шанс обрести желаемую должность, но не сразу. Желательно отодвинуть амбиции в первое время, оценить себя критически, как бы, со стороны, и прилежно учиться у старших коллег. Учится до тех пор, пока не появится уверенность в том, что любая задача по плечу, что знаешь, как ее решить лучше коллег. Тогда можно расправить плечи, заявить о своих желаниях получить более высокую должность и дополнительный материальный стимул.

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.
Новости образования
Анзор Музаев выступает на Всероссийском совещании с региональными министрами образования
Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Анзор Музаев принял участие во Всероссийском совещании с региональными министра..
Глава Рособрнадзора рассказал о приоритетных задачах на 2025 год
17 дек. 2024 г.
0
336
Вдохновение джазом: новый формат в образовании. Первый Educational JAM собрал экспертов на творческой импровизации
У джазовых музыкантов есть такое понятие «джем» — формат, который объединяет исполнителей для свободного творческого самовыражения. Но теперь это не т..
Вдохновение джазом: новый формат в образовании. Первый Educational JAM собрал экспертов на творческой импровизации
16 дек. 2024 г.
0
853
Школьники сдают экзамен
Первый зампред Комитета Госдумы РФ по охране здоровья Леонид Огуль предложил ввести в школах предмет «Моё здоровье», а Минцифры и Минпросвещения Росси..
О предмете «Моё здоровье», учебнике по информатике и демонстрационном экзамене для школьников РФ
16 дек. 2024 г.
1
992
Оставить свой комментарий

Ваш город: