Сегодня на детвору обрушиваются лавиной знания, которые нужно усвоить быстро, эффективно и в большом объеме. На непосильные нагрузки постоянно жалуются не только сами школьники, но и их родители, которые уверены: стрессы не добавляют желания учиться их детям. Учителя не успевают уделить внимание каждому ребенку на уроке, что плохо сказывается на системном контроле знаний, а пробелы выявляются уже на экзамене.
На помощь может прийти методика В.Ф. Шаталова. Он сам – ученик лучших педагогов советской школы, с 50-летним стажем работы, из которых 40 лет он работал в обычной донецкой школе, учителем математики, а затем директором. Шаталов не «строил» карьеру, он – учитель по призванию, и его методика – это богатый жизненный и педагогический опыт.
Об авторе методики
Виктор Федорович Шаталов – Народный учитель СССР, автор методики эффективного обучения на основе педагогики сотрудничества. Биография учителя состоит из участия в Великой Отечественной войне и 40-летнего опыта работы в школе, который он совмещал с работой в лаборатории интенсификации учебно-воспитательного процесса, при Академии педагогических наук СССР, в г. Донецке, которую возглавлял вплоть до ее закрытия после распада СССР.
Сейчас в его домашней библиотеке более 60 книг, опубликованных на 17 языках. Все они – о любви к профессии, к детям, о желании увидеть в каждом ребенке личность и вырастить гения.
Об основных принципах методики гуманизма и уважения к личности ученика
Главную идею, подвигнувшую педагога на создание методики, сам Шаталов сформулировал так: «Необучаемых детей не бывает, бывают непрофессиональные педагоги».
Его ученики усваивали годовую программу по математике за 10 часов. Принципы настолько просты и понятны, что легко применимы для всех школьных предметов:
- Учитель должен быть заранее уверен в успехах учеников: оптимистичный настрой помогает в работе не только детям, но и учителю;
- Даже если у ребенка что-то не получается, учитель делает акцент на его успехах, сглаживая неприятные эмоциональные переживания из-за неудач;
- Оценка – инструмент, требующий осторожного обращения: «двойками» и бесконечными замечаниями, даже если они заслужены, детей не учат, а калечат!
- Дети боятся плохих оценок, и этот страх сковывает их, заставляет бояться осуждения, упреков и насмешек, поэтому на уроке нужно создавать дружескую, доброжелательную атмосферу, внимательно относиться к слабому ребенку и морально поддерживать его;
- На уроке не должно быть деления на слабых и сильных учеников: нужно проявлять уважение к достоинству каждого ребенка.
- Ответственность учителя: сначала научить, не упустив ничего, а затем требовать.
Виктор Федорович всегда брал самые отстающие классы и добивался успехов. Секрет его методики заключается, прежде всего, в умении заинтересовать тех детей, на которых учителя «поставили крест», расписавшись в собственном бессилии. Кроме того, в работе Шаталов всегда опирался на знание детской психологии – основного инструмента, помогающего наладить контакт с каждым ребенком.
Его уроки всегда строились на принципе сотрудничества и равенства между всеми участниками процесса, включая самого учителя.
Школа-студия Шаталова: методика в действии
В основе методики Шаталова – теория развивающего обучения В.В. Давыдова, которого донецкий педагог-новатор считает своим учителем. Его последователи сейчас работают в Москве и преподают мастер-классы от Шаталова. Сегодня, как и в советское время, от желающих увидеть шаталовскую методику в действии, нет отбоя. На уроках в школе-студии присутствуют и учителя, и родители, которые тоже вовлечены в учебный процесс и принимают в нем активное участие.
Для тех, кто не имеет возможности побывать на уроках – краткая схема построения плана:
- Переход от теории к практике;
- Каждый урок состоит из блоков – нескольких связанных тем: Шаталов отказался от принципа «линейного обучения», так как дети от урока до урока забывают небольшие отрывки из одного раздела, что затрудняет восприятие темы в целом:
центральной темой урока становится самая сложная в разделе, и вокруг нее строится остальной материал; каждой отдельной теме раздела присваивается порядковый номер, и весь раздел можно изобразить схематически, следуя предложенному порядку нумерации, а такая предсказуемость позволяет видеть суть, логически находить взаимосвязь;
- Излагать только суть, осекая все, что может рассеивать внимание на второстепенные детали;
Объединение раздела в общую тему урока приводит к перегрузке, что недопустимо. Учебники Шаталова – «без воды», минимизированы до сути. Это позволяет сократить время для изучения и усвоения программы по предмету. К примеру, материал по математике содержит основные понятия и логические связи между ними, так как одна и та же формула имеет множество вариантов вывода, и поэтому заучивать доказательства одной и той же теоремы ученикам не обязательно. Результат такого подхода – сокращение объема учебников, дети за 2 года усваивают курс, рассчитанный на 3 года.
- Использование ярких, привлекающих зрительное внимание, опорных (сигнальных) карточек или схем при изложении;
Опорные сигналы, разработанные Шаталовым, сегодня используются в картах памяти (mind maps); опорные карты-схемы, связанные между собой, не должны содержать больше 7 смысловых тезисов (это – число элементов, которыми может оперировать память одновременно); для школьников карты-схемы и опорные сигналы готовятся учителем заранее, а студентам рекомендуется самостоятельное изготовление карт, чтобы задействовать механическую память и развивать критическое мышление;
- Проговаривать вслух одно и то же 3-4 раза: это улучшает запоминание, благодаря активизации слуховой памяти, при одновременном снижении концентрации внимания:
первые 3-4 дня информация «стирается из памяти» на 30-40%, затем включается в работу долгосрочная память; методика Шаталова опирается на этот механизм;
- Слушать и одновременно конспектировать услышанное нельзя;
- Конспекты, состоящие из блок-схем, легко воспроизводятся, воспринимаются родителями, не присутствующими на уроках, а значит удобны для контроля, самоконтроля и повторения материала перед экзаменами;
В школе Шаталова система проверки имеет несколько вариантов: самопроверка, взаимопроверка, проверка родителями и т.д.
- Каждый ученик должен отвечать на каждом уроке, а учитель суммирует заработанные баллы: дети должны быть активными, не чувствовать, что им не уделили внимания;
- Принцип «открытой перспективы»
Заработанные баллы записываются, суммируются, вносятся в журнал карандашом, а ребенку предоставляется возможность исправить неудовлетворяющую оценку, когда он почувствует уверенность в своих силах;
- Уделять внимание комфорту и благожелательной атмосфере на уроках;
- Обязательный элемент каждого урока – физкультурная пауза.
Под этими принципами подводится главная черта – гуманизм в отношении учеников и родителей. Ничего особенного, только необходимость в поощрении стремления ребенка к учебе, благожелательное отношение к родителям, выстраивание дружеских отношений с одноклассниками. Успехом в работе учителя и поводом для радости В. Ф. Шаталов считает, достижение принципа «4 П»: представляет, понимает, помнит, применяет.
Учитель, о котором его ученики, пока еще говорят в настоящем времени, воспитал за 40 лет педагогической работы 58 кандидатов и 12 докторов физико-математических наук из учеников, которых даже их родители считали безнадежными. Ученики его последователей поступают в престижные ВУЗы.
Профессор обращался к президенту Украины Кучме, чтобы тот оказал помощь в дальнейшей разработке методики и ее внедрении. Аргумент эффективности – экономия времени и прочность усвоения знаний. Удивительно, что на Западе идея донецкого учителя-новатора нашла отклик (его книги были переведены на множество языков мира), а дома – как обычно, «нет пророков»…
Источники изображений: vsednr.ru, cdni.rt.com, kabruss.blogspot.com