Ваш город:

Можно ли не учиться после 9 класса

24 дек. 2021 г.
0
9088

Многие дети и родители под конец девятого класса задумываются над вопросом: а стоит ли продолжать обучение в старшей школе? Сможет ли ребенок почерпнуть для себя что-то полезное в течении этих двух лет или будут зря потраченные годы? Повлияет ли это как-либо на его дальнейшую жизнь? Эти вопросы сегодня очень актуальны, так как, к большому сожалению, в российской системе образования существуют серьезные пробелы, из-за которых и возникла необходимость активного реформирования этой сферы.

Можно ли не учиться после 9 класса

Чтобы в дальнейшем избежать дискуссий по данной теме, необходимо взглянуть на истоки возникающих вопросов.

История вопроса

Начнем с того, что реформирование государственной системы в 90-е годы всесторонне затронуло все сферы российского общества, в том числе и сферу образования. Период «застоя» негативно повлиял на уровень просвещения общества в целом. По статистике Россия занимала тринадцатое место среди слаборазвитых стран, но по уровню высшего образования находилась в тройке лидеров. Школа становилась все более однотипной и ограниченной. Тем не менее положение в средней школе было критично и требовало срочных перемен. Начали предприниматься слабые попытки изменения, но они потерпели крах.

И вот история России начала переживать период «перестройки». Буквально за несколько лет экономический и социальный фундамент жизни советского общества перешел на основу капитализма с его болонской системой образования. Именно тогда, в период президентства Б.Н. Ельцина, начали происходить глобальные, системные перемены, что лишь усугубило наболевшую ситуацию. Указ №1 президента России назывался «О первоочередных мерах по развитию образования в РСФСР» и был прелюдией перед законом РФ 1992 года «Об образовании».

Этот указ включал в себя такие основополагающие пункты:

  1. бесплатное полное среднее образование, финансируемое за счет государственного бюджета;
  2. образование должно включать в себя обязательные 9 классов. Несмотря на то, что по законодательству 9 классов являлось нормальным явлением, сменившим 8-летку, оно стало ассоциироваться с неполным образованием. В ходе этого процесса перехода несколько миллионов школьников покинули школу, ограничив свои школьные интересы;
  3. введение несколько ступеней «детский сад–школа», «начальная школа (4 года) –основное общее образование (5 лет)», «9 класс–среднее профессиональное учреждение, училище», «среднее общее образование (2 года) – высшие учебные заведения»;
  4. разработка новых учебных планов и программ, которые предполагали обязательный минимум знаний для всех школьников, завершающих свое обучение в 9 классе. Произошла замена идеологизированных советских учебников;
  5. углубление различных профилей наук, внедрение новых предметов обучения, гуманитарных и технических дисциплин;
  6. появилось несколько типов школ: лицеи, гимназии, частные школы, муниципальные среднеобразовательные учреждения. При этом уровень образования в них кардинально отличался;
  7. повысилась автономность школ и учебного состава.

По итогу, расходы из государственной казны на столь важное государственное учреждение, как школа, постоянно сокращались. Предполагаемые стажировки с выездом за границу не осуществлялись. Дальнейшее обучение с 9 классами осложнялось, для них было невозможно поступить в высшее учебное заведение. Принятые учебные планы и программы не были реализованы. Повысился уровень необразованности населения. Социальная защита школьников, преподавательского состава было просто красивой невоплощенной идеей.

Законодательное обоснование 9-классного образования. Современность.

Федеральный закон №273 в ч.1 ст. 61 автоматически завершает образовательные отношения учащегося и учреждения, в котором он обучался, с формулировкой «отчислен по причине получения образования». Из этого следует, что ученик полноправен в своих действиях и может прекратить свое обучение.

Однако, аттестат, который выдается после окончания 9 классов считается неполным средним образованием. Но теперь выпускник сам решает – продолжить обучение в школе или же пойти в колледж, училище или техникум.

Стоит сказать, что в соответствии с ч.9 ст.55 ФЗ №273 обученный и уже отчисленный школьник может написать заявление о согласии на продолжение учебы и получение среднего общего образования. Также учащийся может настоять на углубленном изучении гуманитарных и технических наук. Такие профили обучения могут потребовать обязательных вступительных испытаний, которые проводятся педагогическим составом. Однако, есть нюанс предполагающий, что в школе может не хватить целевых мест обучения, тогда образовательное учреждение вправе отказать в приеме. В этом случае законные опекуны учащегося вправе потребовать у исполнительного органа власти территориального субъекта, в котором они семьей проживают, решение этого вопроса.

А что если учащийся не хочет больше учиться в школе? В этом случае он может пойти учиться в любое среднее профессиональное учреждение. Программа такого обучения направлена на выпуск квалифицированных работников среднего звена, интеллектуально и культурно подготовленных к полезной деятельности на благо государства.

В таком учебном заведении, как правило, имеются бюджетные и целевые места, стипендии и др. Сроки обучения, программа и вступительные испытания устанавливаются самой образовательной организацией. После завершения обучения учащийся получает диплом государственного образца о том, что он является специалистов в выбранной области. В дальнейшем такой специалист может сдать единую государственную аттестацию и поступать в высшее учебное заведение.

А что если учащийся вообще не хочет учиться после девятого класса?

По данному вопросу существуют противоречивые мнения:

  • с одной стороны, подросток завершил обязательный образовательный минимум и является свободным человеком, который волен выбирать свой путь;
  • с другой стороны, по окончанию 9 класса ребенок еще не достигает совершеннолетия. А значит, за него несут ответственность его родители (опекуны). Поэтому, согласно Кодексу РФ об административных правонарушениях (а если быть точным, то статье 5.35 КоАП РФ) следует, что родители, официальные опекуны несовершеннолетнего могут понести наказание за неисполнение своих обязанностей по воспитанию и обучению несовершеннолетнего. Свои обязанности по обучению и воспитанию ребенка родители несут вплоть до его совершеннолетия!

Наказание по этой статье в Кодексе РФ также предусмотрено. Наложение денежного штрафа в размере от 2 до 3 тыс. рублей (в случае повторного правонарушения сумма будет прогрессивно увеличиваться). А также в редких случаях предусмотрен административный арест на пять суток.

Таким образом, можно сделать вывод, что учиться после девятого класса все же необходимо. И даже не потому, что отказ от дальнейшего обучения может повлечь за собой возникновение конфликтных ситуаций с законом. А потому, что нужно, прежде всего, думать о своем будущем. А будущее таково, что без достойного образования добиться каких-либо высот в жизни практически невозможно.

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.
Новости образования
Министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков на заседании
Как сообщает пресс-служба Министерства науки и высшего образования РФ, глава ведомства Валерий Фальков выступил на заседании Комитета по науке и высше..
Глава Минобрнауки РФ Валерий Фальков представил результаты деятельности за 2023 год в Госдуме
27 мар. 2024 г.
0
566
Глава Минобрнауки РФ Валерий Фальков
В Министерстве науки и высшего образования РФ начал работу Всероссийский форум «Планёрка профилактики» по противодействию распространения идеологии те..
О Всероссийском форуме «Планёрка профилактики» и старте приёмной кампании в вузах РФ
26 мар. 2024 г.
0
917
Студенты разрабатывают БПЛА
С 1 апреля 2024 года в России стартует пилотный проект по подготовке специалистов в сфере разработки и производства беспилотных летательных аппаратов ..
В России с 1 апреля стартует пилотный проект по подготовке специалистов в сфере разработки и производства БПЛА
25 мар. 2024 г.
0
1327
Оставить свой комментарий

Ваш город: