Ваш город:

Мастер-класс как форма обучения в системе дополнительного образования

23 февр. 2015 г.
0
19856

На сегодняшний день, мастер-классы являются едва ли не единственной формой обучения, позволяющей приобрести практические навыки непосредственно в процессе освоения профессии (что называется, изучить предмет руками). Именно поэтому мастер-классы пользуются такой большой популярностью среди населения. Соответственно, многих интересует, что скрывается за понятием "мастер-класс", и какие виды мастер-классов бывают. И сегодня мы расскажем вам об этом.

Мастер-класс как форма обучения в системе дополнительного образования

Главной целью дополнительного образования является всестороннее развитие личности, культуры человека, его творческих способностей, профессиональной ориентации и практических навыков. Одним из самых эффективных инструментариев для реализации последнего аспекта можно назвать мастер-класс, который направлен на практическую передачу знаний и опыта от руководителя к участникам.

Специалисты уверены, что если человек правильно использует дидактический потенциал этой формы дополнительного образования, то его шансы на отличное усвоение новых знаний и умений значительно возрастают. На сегодняшний день, мастер-классы являются едва ли не единственной формой обучения, позволяющей приобрести практические навыки непосредственно в процессе освоения профессии (что называется, изучить предмет руками). Именно поэтому мастер-классы пользуются такой большой популярностью среди населения. Соответственно, многих интересует, что скрывается за понятием "мастер-класс", и какие виды мастер-классов бывают. И сегодня мы расскажем вам об этом.

Что такое мастер-класс?

Мастер-класс – интерактивное занятие, во время которого все процессы осуществляются на практике и с участием слушателей в контексте обмена опытом между руководителем и слушателями. Термин происходит от английских слов «master» (специалист высокой квалификации) и «class» (занятие).

В системе дополнительного образования мастер-классы проводятся в рамках повышения квалификации, переподготовки специалистов или как самостоятельный вид обучающих курсов. Занятие может быть посвящено обзору актуальных проблем, технологий, аспектам и приемам их использования, а также авторским методам применения технологий на практике. Во время мастер-класса участники не являются пассивными слушателями, они участвуют в обсуждениях, получают консультации, предлагают свои темы для анализа и варианты решения поставленной проблемы.

На данный момент существуют такие виды мастер-классов:

  • производственные (их проводят на предприятиях с целью обмена передовым опытом, демонстрации новых технологий);
  • учебно-образовательные (цель: повышение профессионального уровня, формирование умений и навыков, развитие творческих способностей);
  • учебно-профессиональные (проводят студенты с целью обмена опытом и повышения образовательного уровня).

Основные задачи мастер-класса:

  • профессиональное общение, усовершенствование навыков;
  • повышение квалификации участников;
  • самореализация;
  • стимулирование роста творческого потенциала;
  • передача опыта;
  • популяризация новых технологий обучения.

Структура мастер-класса

По своей сути мастер-классы представляют собой интерактивное обучение, структура которого позволяет напрямую передать определенный набор навыков от мастера к ученику. Как правило, структура мастер-класса включает в себя:

  • Вступительную часть (целевые установки от руководителя, краткое описание будущего занятия).
  • Демонстрацию опыта.
  • Комментирование наиболее важных моментов.
  • Заключение.

Таким образом, в рамках мастер-класса ученик сначала получает информацию о том, чем он будет заниматься. Потом педагог демонстрирует ученикам порядок действий определенного содержания (например, если это мастер-класс по гончарному делу, то методы работы с гончарным кругом или современные способы росписи гончарных изделий), и предлагает им самостоятельно повторить весь процесс под его руководством. Одновременно с этим мастер комментирует наиболее значимые моменты и отвечает на вопросы учеников. В заключение педагог может дать полезные рекомендации и советы по практическому применению полученных навыков.

Преимущества и недостатки мастер-классов

Преимущества мастер-классов как формы обучения:

  • передача практического опыта в реальном времени и с активным участием слушателей;
  • интерактивная форма проведения, что обеспечивает комфорт и непринужденность в общении;
  • ведущий мастер-класса необязательно должен иметь какое-то звание или высокую должность. Ведь главное для мастера это безупречное владение определенной технологией, знаниями по теме и умение эффективно донести их до участников;
  • возможность ознакомиться с авторской методикой или оригинальным методом под руководством самого мастера.

Если же говорить о недостатках данной формы обучения, то необходимо выделить то, что:

  • мастер-класс это универсальная методология, которая проводится ограниченное число раз и имеет узконаправленную цель, так как служит лишь дополнительной, но не ведущей формой обучения;
  • участник мастер-класса обязан иметь подготовительную базу по теме, так как занятие не предусматривает разъяснение основных теоретических аспектов.

Виды мастер-классов в контексте дополнительного образования

Мастер-класс очень важная форма обучения в структуре программы повышения квалификации. Например, на курсах парикмахерского искусства вас могут пригласить на занятие по теме: «Классические и креативные стрижки», «Свадебные и вечерние прически в стиле плетения», «Этика и психология в косметическом салоне», «Детский и мужской макияж». Бизнес-школы активно внедряют мастер-классы в свои образовательные программы, чтобы показать учащимся практические приемы решения проблем и ситуаций, а также продемонстрировать алгоритм применения передовых технологий («Успешный руководитель», «Как начать свой бизнес», «Введение в эмоциональный интеллект» - занятие МВА, «Лидерские навыки менеджера», «Маркетинг Опыта»).

Отметим, что практически все программы профессиональной переподготовки обязательно включают в себя такую форму обучения как мастер-класс. Их целью является развитие ключевых компетенций в участников, знакомство с передовыми технологиями и передача практического опыта слушателям. Например, на курсах переподготовки «Менеджмент и коммуникации в индустрии моды» вам могут предложить мастер-классы на темы: «Глобализация моды. Как стать привлекательным для байера на международном рынке», «Продвижение fashion-продукта в новых медиа: Facebook, Вконтакте, Твиттер, Youtube, Pinterest, Instagram», ««Продающий» PR для модных марок: разумная альтернатива популярным рекламным инструментам».

В структуру образовательной программы курса переподготовки «Актер театра и кино» рационально включить мастер-классы «Работа актера над собой», «Зерно роли», «Создание актерского образа».

Мастер-класс как самостоятельный компонент образовательной системы

Мастер-классы могут выступать самостоятельным компонентом в системе дополнительного образования. При этом они касаются абсолютно всех сфер жизни человека: от развития творческого потенциала до освоения новой профессии. Чаще всего подобные мастер-классы проводятся в частном порядке (вне стен образовательных организаций), по принципу добровольного участия в "клубе" по интересам. На таких занятиях люди не только приобретают новые знания и навыки, но и общаются в кругу единомышленников, делятся собственным опытом и наблюдениями, а также плодотворно используются свое свободное время.

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.
Новости образования
Премьер-министр РФ Михаил Мишустин выступает на стратсессии
На прошедшей сегодня стратегической сессии обсуждались вопросы разработки стратегии развития образования до 2040 года. Среди прочего речь шла об увели..
Об увеличении количества целевых мест и единых окладах для педагогов РФ
18 февр. 2025 г.
1
854
Ученики средней школы на уроке
Как сообщает пресс-служба Министерства просвещения Российской Федерации, в Министерстве юстиции России зарегистрирован приказ Минпросвещения от 9 октя..
В федеральные программы начального, основного и среднего образования внесли изменения
17 февр. 2025 г.
0
1258
Разработана новая методика преподавания ИИ в школах и вузах
Как сообщили ТАСС в пресс-службе Новосибирского государственного педагогического университета (НГПУ), учёный университета Константин Розов разработал ..
Учёный из НПГУ разработал методику преподавания ИИ в школах и вузах
14 февр. 2025 г.
0
2727
Оставить свой комментарий

Ваш город: