Выступая на панельной сессии в рамках Восточного экономического форума, глава Сбербанка Герман Греф заявил о том, что ещё со школы ненавидит процесс оценивания и экзамены, которые, по его мнению, лишают желания учиться. Однако при этом профессию учителя он считает одной из главных и относит её к профессиям будущего.
Руководитель крупнейшего транснационального и универсального банка России в своём выступлении на панельной сессии, посвящённой образованию, назвал катастрофой процесс оценивания в школе и заявил о том, что «его личная цель – убить экзамены».
По его мнению, оценка выступает по существу единственным стимулом для учёбы, в силу чего обучающиеся привыкают к постоянной системе оценивания и впоследствии, завершив процесс обучения в школе, уже не могут самостоятельно контролировать собственные действия. А при отсутствии оценки они расслабляются и оказываются не способными что-либо делать. В этом заключается основная проблема.
«Мы из школы выпускаем людей уже с инвалидностью, что его всю жизнь будут оценивать», – заявил банкир.
Г. Греф привёл результаты опроса Фонда общественного мнения (ФОМ) и Высшей школы экономики (ВЭШ), в соответствии с которыми более 50% школьников не могут успешно пройти итоговую аттестацию без репетиторов. Помимо этого, 32% обучающихся школ заявили об отсутствии дисциплин, полезных для будущей профессии.
Что же касается качества российского образования, то 44% опрошенных дали ему среднюю оценку, 28% назвали его плохим, 14% – хорошим и 14% затруднились ответить.
Кроме того, ранее Г. Греф критиковал школьное образование, говоря, в частности, об узкоспециализированных «математических» школах, где детям преподают только один предмет, как о пережитке прошлого.
При этом профессию учителя банкир называет одной из профессий будущего, подчёркивая её исключительную важность.
Ольга Васильева, министр просвещения РФ, не поддержала позицию Г. Грефа.
Она сказала: «Проверка того, что изучает школьник, - это неразрывно связанный с образованием процесс. Он позволяет выявить уровень знаний и в случае необходимости скорректировать педагогические подходы. Это зеркало образования».
Глава Минпросвещения России напомнила о том, что в истории России в послереволюционный период уже был прецедент полной отмены экзаменов, который ничего хорошего для школьного образования не принёс, и «проверочные испытания вернулись».
При этом она отметила, что во всех странах – лидерах по общему образованию – процесс проверки знаний обязательно присутствует.